Методические рекомендации по организации летней школы в 2020-2021 учебном году » КГУ СОШ № 17
Коммунальное государственное учреждение
Средняя общеобразовательная школа №17
"отдела образования города Семей"
управления образования области Абай
Қабылдау бөлімі:
+7(7222) 32-07-17
Бухгалтерия
+7(7222) 42-45-42
Версия для
слабовидящих

Семей қаласының «№17 ЖОББМ» КММ-нің ресми сайтына қош келдіңіздер! Добро пожаловать на официальный сайт КГУ "СОШ №17"

» » Методические рекомендации по организации летней школы в 2020-2021 учебном году
26
май
2021

Методические рекомендации по организации летней школы в 2020-2021 учебном году

Методические рекомендации 

по организации летней школы в 2020-2021 учебном году


Глава 1. Общие положения

  1. Настоящие Методические рекомендации (далее – Методические рекомендации) разработаны в целях организации летней школы в 2020-2021 учебном году для восполнения пробелов в знаниях по основным предметам, допущенных обучающимися в период ограничительных мер.

  2. Летняя школа функционирует на базе организации среднего образования в период с 26 мая по 19 июня 2021 года для всех желающих обучающихся.

3. Настоящие Методические рекомендации носят рекомендательный характер.


Глава 2.  Организация работы летней школы


4. Обучение в летней школе организуется для:

 – всех обучающихся по желанию;

 обучающихся 6, 7, 8, 10 классов, которые в течение учебного года учились в дистанционном/комбинированном формате; 

–  обучающихся 1-5 классов, которые в течение учебного года учились     в дистанционном формате; 

– выпускников 9 классов по желанию.

Особенно важны занятия в летней школе для обучающихся, которые обучались дистанционно.

Рекомендуется обучение в летней школе всех желающих обучающихся, которые в течение учебного года обучались в штатном формате в школах                            с контингентом до 300 обучающихся и дежурных классах.

В условиях летней школы важно помочь слабоуспевающим обучающимся в освоении сложных предметов (сложных тем).

5. Управления образования областей, городов  Нур-Султан, Алматы, Шымкент  издают приказ об организации летней школы во всех организациях среднего образования.

6. Организациями среднего образования утверждаются расписание уроков и план работы летней школы.

Рабочий учебный план и программы обучения составляются администрацией, педагогами с учетом отмеченных в данных рекомендациях сложных для усвоения тем, разделов, подразделов,   целей обучения, а также результатов проведенной  педагогами диагностики (приложение  «Рекомендованные темы по учебным предметам»).

7. Группы/классы формируются на основании результатов анализа учебных достижений и диагностики уровня предметных знаний обучающихся, выявленных педагогами в течение учебного года. 

8. Расписание составляется с учетом сформированных групп/классов. 

9. Формы и методы работы, технологии обучения определяются педагогами самостоятельно в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями обучающихся.

10. Организация среднего образования самостоятельно определяет количество обучающихся по сменам, а также перечень учебных предметов. При необходимости для обучающихся организуются  индивидуальные, групповые занятия по графику.

11. Оценивание учебных достижений обучающихся летней школы не проводится. 

12. Домашнее задание в условиях летней школы не задается.

13. В летней школе обеспечивается доступ обучающихся к школьной библиотеке, имеющимся цифровым образовательным ресурсам.

14. При подготовке к занятиям педагогу следует тщательно подбирать учебные материалы и ресурсы, разрабатывать дифференцированные задания     с учетом потребностей обучающихся в восполнении пробелов знаний по учебным предметам.

15. Рекомендуется использование дополнительного занимательного материала, тестовых заданий, дидактического материала творческого характера, цифровых аудиовизуальных средств (графика, аудио, видеоматериалы), презентаций, дифференцированных учебных заданий с целью повышения познавательной мотивации обучающихся.

16. Содержание учебного материала должно быть направлено на развитие мыслительных процессов, умений принимать обдуманные решения, аргументировать их, работать с информацией, анализировать, сравнивать, обобщать.

17. Рекомендуется оказывать постоянную  педагогическую поддержку слабоуспевающим обучающимся, при необходимости с разработкой индивидуальных, дифференцированных заданий.

18. Рекомендуется использование ситуационных задач, направленных на развитие критического мышления, формирование функциональной грамотности, применение методик интерактивного обучения (метод проектов, дисскуссий, игровые, поисковые методы).  

19. При проведении занятий педагогу необходимо: 

– уделять внимание эмоциональному настрою детей и оказывать поддержку в обучении; 

– не допускать перегрузки обучающихся на уроках;

  проводить физическую зарядку.

20. В летней школе допускается   свободная форма для обучающихся.  

21. Наполняемость в группах/ классах – не более 25 человек. Допускаются занятия в группах.

22. Продолжительность занятия – 40 минут, в один день проводится 3-4 занятия.

23. Для осуществления учебного процесса допускается привлечение волонтеров-студентов.

24. Важно предоставление школьной оффлайн атмосферы перед летними каникулами, которой не хватало за учебный год.

25. Занятия по основным предметам включают наиболее важные                              и сложные учебные темы.

26. Предлагается включение в расписание ежедневное 20-30 минутное чтение книг с  обсуждением для развития навыков чтения с пониманием, умением анализировать, сравнивать, делать выводы.

27. Учителя физической культуры осуществляют проведение физзарядки, подвижных игровых видов спорта: волейбол, футбол, баскетбол и др.

28. Педагоги-психологи проводят психологические тренинги, классные руководители, воспитатели организуют тренинги и мероприятия на развивающие темы.  

29. Рекомендуется вовлечение детей (не обязательно с одного класса, на основании общих интерсов) в проектную деятельность для активизации внеклассной деятельности, реализацию креативных, эффективных, функциональных идей под руководством педагога.

30. В конце дня проводятся  игры по интересам, совместные просмотры фильмов, обсуждения проектов и т.д. могут привлекаться родители.


Глава 3. Обеспечение санитарно-эпидемиологических условий и безопасности


31. При организации летней школы необходимо выполнение следующих требований:

– строгое соблюдение санитарно-эпидемиологического режима (в т.ч. числе ношение масок) и правил личной гигиены;

– пользование обучающимися индивидуальными учебными материалами (учебники, тетради, канцелярские принадлежности и т.д.);

– ежедневный замер медработниками температуры у участников образовательного процесса перед занятиями;

– проветривание, кварцевание всех помещений;

– мытье рук и использование специальных дезинфицирующих средств;

– проведение влажной уборки в кабинетах, коридорах, рекреациях, холлах и других помещениях;

– обеспечение дезинфицирующими средствами для обработки поверхностей предметов, кабинетов, рекреаций, холлов и других помещений;

– обеспечение качественного водоснабжения, создание условий для мытья рук моющими средствами;

– функционирование медицинских кабинетов для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболевания, изоляции, для осуществления контроля состояния детей класса в случаях выявления, заболевших;

– питание в летней школе организуется в зависимости от эпидемиологической ситуации. Работа столовых организуется по графику с соблюдением требований санитарных правил и норм.

В случаях выявления заболеваний, контактов с больными, закрытия классов/школ на карантин организации образования руководствуются общими требованиями, предъявляемыми органами санитарной безопасности.


Глава 4. Функции участников образовательного процесса


32. Руководитель организации среднего образования:

– координирует деятельность летней школы в соответствии с планом работы с учетом вида школы (лицей, гимназия, общеобразовательная школа);

          – распределяет трудовые функции сотрудников, обеспечивающих функционирование летней школы;

–  проводит инструктаж с административным и педагогическим составом и другими сотрудниками по организации учебного процесса и соблюдению санитарных правил и норм;

–  контролирует работу летней школы;

33. Заместитель руководителя организации среднего образования:

– организует деятельность летней школы;

– формирует дифференцированные группы/ классы по итогам анализа оценивания учебных достижений и диагностики уровня предметных знаний обучающихся;

– составляет расписание занятий с учетом сформированных групп или классов;

– организует обсуждение выбора и количества наиболее сложных тем по предметам на методических объединениях педагогов;

– организует консультации для педагогов, психологов и студентов-волонтеров; 

– организует деятельность педагогов в соответствии с утвержденным планом работы и расписанием занятий;

– проводит мониторинг учебных достижений, обучающихся и осуществляет текущий контроль работы педагогов;

– осуществляет подготовку сравнительной аналитической справки по результатам работы летней школы на педагогический совет организации образования, а также рекомендации для нового учебного года.

34. Педагоги:

– проводят анализ результатов учебных достижений в течение года, диагностику уровня предметных знаний и по итогам формируют дифференцированные группы/ классы обучающихся;

– доводят до сведения обучающихся и их родителей/законных представителей информацию об уровне учебных достижений и план работы по устранению пробелов в знаниях;

– реализуют учебный процесс согласно расписанию с учетом пробелов, в знаниях, допущенных обучающимися;

– осуществляют учебный процесс согласно утвержденному плану                            и расписанию с использованием эффективных методов и приемов обучения (для закрепления учебного материала) и учебных заданий PISA, вышедших из режима конфиденциальности;

– ведут учет посещаемости занятий в летней школе;

– проводят индивидуальные консультации для обучающихся;

– осуществляют сравнительный анализ по итогам завершения летней школы по курируемому предмету по учебным достижениям обучающихся для построения учебного процесса в новом учебном году.

35. Школьные психологи обеспечивают:

– психологическое сопровождение обучающихся;

– проведение консультаций для обучающихся и их родителей/законных представителей;

– организацию психологических тренингов.

36. Медицинские работники обеспечивают:

–соблюдение санитарно-эпидемиологического режима в условиях летней школы;

– ежедневный замер температуры участников образовательного процесса;

– контроль за проветриванием и проведение кварцевания помещений;

– контроль за соблюдением обучающимися личной гигиены;

 функционирование медицинского кабинета для ежедневного замера температуры, выявления симптомов заболевания, изоляции, контроля состояния учеников класса в случаях выявления, заболевших; 

– контроль за качеством питания и соблюдение требований Санитарно-эпидемиологических правил и норм; 

– оказание первой доврачебной помощи при необходимости. 

37. Родители/законные представители обеспечивают:

– посещение занятий обучающимися;

– необходимыми школьными принадлежностями для обучения в летней школе.



 

Приложение


Оқу пәндері бойынша ұсынылған тақырыптар 


Оқыту қазақ тілінде жүргізілетін мектептер үшін


САУАТ АШУ 1 сынып ,  ҚАЗАҚ ТІЛІ (2-4 СЫНЫПТАР)


Оқу пәні

Сынып

Оқу бағдарламасы бойынша

тақырыптар саны

Оның ішінде күрделі тақырыптар

Сауат ашу

1

198

24

Қазақ тілі

2

136

15

Қазақ тілі

3

136

18

Қазақ тілі

4

136

18


САУАТ АШУ

1 сынып

Айтылым: Дыбыстарды орфоэпиялық нормаларға сәйкес айту;

Иллюстрация бойынша сұрақтар қоя білу; 

Мәтінде кім (не) туралы айтылғанын анықтау, этикет сөздерді қолдана білу;

Оқылым: Оқығаны бойынша қойылған сұраққа жауап беру;

Тыңдалған мәтінге өз көзқарасын жай сөйлеммен білдіру; 

Мәтіннің тақырыбы мен иллюстрация бойынша болжау жасау;

Жазылым: Әріптік диктант – 3-5 әріп, буын диктанты – 3-6 буын, сөздік диктант – 2-5 сөз;

Каллиграфиялық, графикалық нормаларды сақтау.


ҚАЗАҚ ТІЛІ (2-4 СЫНЫПТАР)

2 сынып

«Өзім туралы», «Менің туған өлкем», «Салт-дәстүр және ауыз әдебиеті»,  «Қоршаған орта» бөлімі»

Айтылым: 

  • тірек сөздерді қатыстыра отырып,берілген тақырып бойынша әңгіме құрау;

– интонацияны,  вербалды емес тілдік құралдарды (қимыл, ым-ишара) қолданып, тақырыпқа (Сіз қалай ойлайсыз? Сіз не ұсынар едіңіз? ) назарын аударту;

 – мұғалімнің көмегімен мәтіннің тақырыбы мен негізгі ойды анықтау;

Жазылым:

Пән бойынша 2-сыныпта жүргізілетін жазба жұмыстарының көлемі:

1) сөздік диктант – 6-8 сөз;

2) диктант – 25-30 сөз;

3) мазмұндама – 40-60 сөз;

4) шығарма – 25-35 сөз.

–   у, и, й әріптерінің емлесін сақтап жазу;

–   дауыссыз дыбыс түрлерін   ажырату және емлесін сақтап жазу;

–   дауыссыз л, р, ң дыбыстарының емлесін сақтап жазу;

–   сөйлемдегі бір-бірімен байланысып тұрған сөздерді табу;

–   көптік жалғауларын дұрыс қолдану;

–    мұғалімнің көмегімен түбір мен қосымшаны ажырату;

–    сөз таптарын (зат есім, сын есім, сан есім, етістік) ажырату;

–    дара және күрделі зат есім/сын есім/сан есім/етістікті анықтау;

– мұғалімнің көмегімен тірек сөздерді, сөйлем, суреттерді пайдаланып, қарапайым постер құрастыру;

  •  каллиграмма құрастыру, жазу;

Оқылым:

  • айтылу мақсатына қарай сөйлемнің интонациясын (хабарлы, лепті, сұраулы) сақтап оқу;

– сөздердің мағынасын (синоним, антоним, омоним) ажырату, сөздік қорын байыту; 

  • дереккөздерден (сөздік, анықтамалық, энциклопедия) мәліметті табу жолын анықтап,  берілген тақырып, сұрақ бойынша мәліметті іріктеп алу;

3 сынып

Жазылым: Пунктуациялық, орфографиялық, грамматикалық   және стилистикалық нормаларды сақтап жазу; 

Қаратпа, қыстырма сөздерді ажырату; Сөйлем мүшелеріне талдау, сұрақтар қойып анықтау; 

Айтылым: Мəтін мазмұны бойынша пікір білдіруге бағытталған сұрақтар құрастыру жəне жауап беру;

Тура жəне ауыспалы мағыналы сөздердің мағынасын ажыратау,сөйлеу барысында қолдану;

Оқылым: Мəтін түрлерін (əңгімелеу, сипаттау, пайымдау) жəне оның құрылымдық бөліктерін анықтау;

Мəтін мазмұны бойынша пікір білдіруге бағытталған сұрақтар құрастыру жəне жауап беру;

4 сынып

«Менің Отаным-Қазақстан», «Құндылықтар», «Мәдени мұра», «Мамандықтар әлемі»,  «Табиғат құбылыстары», «Қоршаған ортаны қорғау», «Болашаққа саяхат» бөлімдері бойынша;

Айтылым:

 – мәтін түрлері мен құрылымдық бөліктерін анықтау; 

– мәтін түрлерін (әңгімелеу/ сипаттау/пайымдау) және олардың құрылымдық бөліктерін анықтау;

– мәтін мазмұны бойынша сұрақтар қою және жауап беру;

– мәтіннің тақырыбы мен мазмұнының өзара сәйкестігін анықтау және ондағы негізгі ойды тұжырымдау;

– зат есімді септеу, тәуелденген сөздердің септелуін  білу;