Об утверждении Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан
Об утверждении Концепции антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы и внесении изменений в некоторые указы Президента Республики Казахстан
Указ Президента Республики Казахстан от 2 февраля 2022 года № 802.
Подлежит опубликованию в |
В соответствии с пунктом 88 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны", утвержденного Указом Президента Республики Казахстан от 13 сентября 2021 года № 659, ПОСТАНОВЛЯЮ:
1) Концепцию антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022 - 2026 годы (далее - Концепция);
2) изменения, которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан.
2. Центральным и местным исполнительным органам, государственным органам, непосредственно подчиненным и подотчетным Президенту Республики Казахстан, а также заинтересованным организациям (по согласованию), ответственным за реализацию Концепции:
1) принять меры по реализации Концепции;
2) представлять информацию о ходе исполнения Концепции в порядке и сроки, установленные Системой государственного планирования.
3. Признать утратившими силу некоторые указы Президента Республики Казахстан согласно приложению к настоящему Указу.
4. Агентству Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционной службе) принять меры, вытекающие из настоящего Указа.
5. Контроль за исполнением настоящего Указа возложить на Администрацию Президента Республики Казахстан.
6. Настоящий Указ вводится в действие со дня его подписания.
Президент Республики Казахстан | К. Токаев | |
УТВЕРЖДЕНА | ||
Концепция антикоррупционной политики
Республики Казахстан на 2022-2026 годы
Раздел 1. Паспорт Концепции
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Раздел 3. Обзор международного опыта
Раздел 4. Видение развития антикоррупционной политики
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
Раздел 7. План действий по реализации Концепции (приложение)
Наименование | Концепция антикоррупционной политики Республики Казахстан на 2022-2026 годы |
Основание для разработки | поручение Президента Республики Казахстан (пункт 88 Общенационального плана мероприятий по реализации Послания Главы государства народу Казахстана от 1 сентября 2021 года "Единство народа и системные реформы - прочная основа процветания страны") |
Государственный орган, ответственный за разработку | Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба) |
Государственные органы и организации, ответственные за реализацию | государственные органы, подведомственные организации, субъекты квазигосударственного сектора |
Сроки реализации | 2022-2026 годы |
Раздел 2. Анализ текущей ситуации
Антикоррупционная политика Казахстана постоянно совершенствуется исходя из запросов общества с учетом национальной практики и передового зарубежного опыта.
Последовательный и комплексный подход в данном направлении обеспечен через реализацию Антикоррупционной стратегии Республики Казахстан на 2015-2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 26 декабря 2014 года № 986 (далее - Антикоррупционная стратегия).
С принятием Закона "О противодействии коррупции" создана система мер противодействия коррупции с разумным балансом превентивных и уголовно-правовых инструментов.
В борьбу с коррупцией активно вовлекается гражданское общество через антикоррупционное просвещение и создание атмосферы "нулевой" терпимости к любым ее проявлениям.
Создан независимый уполномоченный орган по противодействию коррупции - Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба), подчиненное и подотчетное Президенту Республики Казахстан.
Будучи главным проводником антикоррупционной политики государства, Агентство в своей деятельности сочетает элементы эффективной превенции, масштабного просвещения, конструктивного партнерства с обществом и уголовно-правовых мер.
Внедрение в рамках проектного управления типового базового направления по противодействию коррупции для каждого государственного органа усилило координирующий потенциал антикоррупционной службы.
Превентивные меры на государственной службе
Новым Законом "О государственной службе Республики Казахстан" обеспечен переход к "карьерной" модели государственной службы, внедрены принципы меритократии через механизмы открытого конкурсного отбора, продвижения на основе компетентности. Сокращены условия для командных перемещений, фундаментально пересмотрена система оценки эффективности государственных служащих, проведено апробирование новой системы оплаты труда в зависимости от результатов работы.
Действует Этический кодекс государственных служащих, в местных и центральных государственных органах создан институт уполномоченных по этике. Функционируют советы по этике.
Введено новое антикоррупционное ограничение для государственных служащих, депутатов Парламента и судей на владение счетами в зарубежных банках.
Предусмотрен полный запрет на получение и дарение подарков в связи с исполнением служебных обязанностей лицам, занимающим ответственную государственную должность, а также уполномоченным на выполнение государственных функций, приравненным к ним, и членам их семей.
Усилены нормы о недопустимости совместной службы (работы) указанных лиц с близкими родственниками, супругами и свойственниками. Кандидаты на государственную должность обязаны уведомлять о работающих родственниках в государственной организации.
Усовершенствованы меры финансового контроля. В 2021 году государственные служащие, лица, приравненные к ним, а также их супруги в рамках всеобщего декларирования предоставили "входные" декларации, зафиксировав все свои активы. С 2022 года будет осуществляться сопоставление доходов и расходов.
Оценка деятельности акимов дополнена целевым индикатором "уровень коррупции" и утверждена методика регионального измерения индекса коррупции.
Минимизация предпосылок коррупции в судах и правоохранительных органах
Улучшена система отбора и оценки судей. В областных и приравненных к ним судах функционируют комиссии по судейской этике, создан отдел внутренней безопасности и предупреждения коррупции в судах Департамента по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде.
Введена фигура "судьи-примирителя", что втрое снизило нагрузку на суды: почти половина дел завершаются примирением, стороны сами разбираются в споре, минимизируя коррупционные риски.
Судебные процессы переведены в онлайн-режим. Устранена возможность манипуляций в алгоритме автоматизированного распределения дел.
В целях безусловного применения принципа верховенства закона для оперативного разрешения гражданских и коммерческих споров международного бизнеса создан независимый Суд Международного финансового центра "Астана", работающий в рамках особого правового режима.
Внедряется трехзвенная модель уголовного процесса, нацеленная на усиление гарантий соблюдения конституционных прав граждан, неотвратимость наказания и предупреждение коррупции.
Вводится сплошное видеонаблюдение в пенитенциарных учреждениях и служебных помещениях полиции, а также во всех оперативно-следственных подразделениях правоохранительных органов.
В повседневной практике применяются электронные системы досудебных расследований, административных производств, учета субъектов и объектов проверок, а также информационный сервис "Qamqor".
Ярким примером использования цифровизации для снижения коррупционных рисков в деятельности правоохранительных органов является масштабирование практики видеоконтроля дорожного движения "Сергек", исключающего прямой контакт правонарушителей с должностными лицами.
Внедрение в правоохранительную систему стандартов рекрутинга, применяемых на государственной службе, позволяет обеспечить прозрачность отбора и, соответственно, качество и "чистоту" кадров.
Наряду с усилением уголовной ответственности сотрудников правоохранительных органов за коррупцию приняты меры по повышению их заработной платы, а также предусмотрены компенсации затрат на аренду и приобретение жилья отдельным категориям.
Расширение общественного контроля, обеспечение открытости государственных органов
В Казахстане усилен общественный контроль, представленный целым рядом неправительственных организаций.
Активно работают национальный превентивный механизм, общественные наблюдательные комиссии. Создан Национальный совет общественного доверия при Президенте Республики Казахстан.
В рамках концепции "слышащего государства" сформирована эффективная институционально-правовая основа для вовлечения гражданского общества в процессы принятия решений.
Расширен правовой статус общественных советов путем внесения изменений в Закон "Об общественных советах".
Важную роль в процессе внедрения общественного контроля играют политические партии. Партией "Nur Otan" принята Программа противодействия коррупции до 2025 года, а также ряд антикоррупционных инициатив реализуется в рамках Предвыборной программы "Путь перемен: достойную жизнь каждому!".
Специальной мониторинговой группой, состоящей из представителей общественности, обеспечена оценка реализации Антикоррупционной стратегии.
Законом "О доступе к информации" заложены основы для формирования подотчетного и транспарентного перед обществом государства.
На электронной платформе "Открытое правительство" создано пять порталов открытых данных: "Открытые бюджеты", "Открытые НПА", "Открытые данные", "Оценка эффективности государственных органов", "Открытый диалог".
Эти ресурсы позволяют гражданам участвовать в обсуждении бюджетных программ, проектов нормативных правовых актов, получать статистическую информацию и обращаться к руководителям государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора с проблемными вопросами.
Осуществлен перезапуск работы с обращениями граждан путем внедрения специального сервиса "е-Обращение", позволяющего удобно и быстро подавать жалобы, отслеживая их рассмотрение в онлайн-режиме.
С принятием Административного процедурно-процессуального кодекса внедрены эффективные механизмы защиты прав физических и юридических лиц при рассмотрении публично-правовых споров, а также усилены гарантии участия граждан в процессе принятия решений органами власти.
С привлечением 150 независимых экспертов из числа общественности проведена антикоррупционная экспертиза 11,2 тысяч проектов нормативных правовых актов, что позволило выявить более 30 тысяч коррупционных рисков.
Развивается эффективная модель местного самоуправления, основанная на участии граждан в решении важных вопросов регионального значения.
Внедрен "бюджет народного участия", позволяющий жителям столицы, городов республиканского и областного значения инициировать проекты по благоустройству, озеленению и санитарной очистке территорий.
Через формирование четвертого уровня бюджета сельское население имеет возможность самостоятельно определять, на что будут потрачены бюджетные средства.
Введена выборность акимов городов районного значения, сельских округов, поселков и сел.
По всей стране масштабирован проект "Адалдық алаңы", который позволил выстроить каналы взаимодействия государственных органов с гражданским обществом в вопросах предупреждения коррупции.
Антикоррупционное образование, продвижение идеологии добропорядочности и "нулевой терпимости" к коррупции
В национальное антикоррупционное движение вовлечены все заинтересованные группы: учащиеся, студенты, преподаватели, государственные служащие, предприниматели, инвесторы, независимые эксперты, волонтеры и другие.
По всем специальностям бакалавриата образовательные программы дополнены элективным предметом "Основы антикоррупционной культуры".
Ряд казахстанских вузов с высокими антикоррупционными стандартами объединился в Лигу академической честности.
Введена дифференцированная система поощрения граждан, сообщающих о фактах коррупции и иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции. Теперь вознаграждения выплачиваются в зависимости от размера взятки или причиненного ущерба, а не фиксированно, как это было ранее. Максимальная выплата может составлять четыре тысячи месячных расчетных показателей.
Приняты комплексные меры по повышению антикоррупционной культуры в обществе. По данным исследования Общественного фонда "Транспаренси Казахстан" "Мониторинг состояния коррупции в Казахстане за 2020 год", 60% казахстанцев выразили готовность оказания содействия в борьбе с коррупцией.
Автоматизация бизнес-процессов
Применение новых технологий позволяет оказывать услуги гражданам в электронном и мобильном форматах, отражая приоритетную задачу клиентоориентированности государственных органов.
По итогам 2020 года Казахстан занял 29-е место среди 193 стран-членов ООН в рейтинге по уровню развития "электронного правительства" (в 2018 г. - 39), среди стран СНГ - 1-е место, среди стран Азии - 6-е место.
Улучшение позиции Казахстана стало результатом комплексной и последовательной работы в рамках Государственной программы "Цифровой Казахстан".
Трансформационные процессы способствовали минимизации коррупционных рисков во многих социально чувствительных сферах.
Передача функций центральных и местных исполнительных органов в конкурентную среду позволила сократить административные барьеры и другие предпосылки коррупции.
Стандарты, регламенты и правила государственных услуг сведены в единый документ. В центрах обслуживания населения и предпринимателей оказываются государственные услуги по принципу "одного окна", развиваются проактивные услуги.
Доля электронных государственных услуг в 2020 году составила 90%, уровень удовлетворенности услугополучателей их качеством и доступностью - 75,1% (2018 г. - 72,4%, 2019 г. - 74,8%).
Противодействие коррупции в квазигосударственном и частном секторах
Законодательно закреплено создание антикоррупционных комплаенс-служб.
Принят Закон "О закупках отдельных субъектов квазигосударственного сектора", который унифицировал закупки АО "ФНБ "Самрук-Казына", иных национальных холдингов, национальных компаний, их дочерних организаций.
Введены электронный механизм закупок с камеральным контролем, реестр недобросовестных участников, повышены требования для внеконкурсных процедур.
С 2021 года в квазигосударственном секторе в целях усиления подотчетности создаются общественные советы.
Расширен круг потенциальных субъектов коррупционных правонарушений в квазигосударственном секторе. К таковым отнесены лица, уполномоченные на принятие решений по организации и проведению закупок либо ответственные за отбор и реализацию проектов, финансируемых из государственного бюджета и Национального фонда.
Бизнес-сообществом принята Хартия предпринимателей Казахстана по противодействию коррупции, которая призывает отечественный бизнес к внедрению дополнительных механизмов противодействия коррупции, основанных на передовом международном опыте.
Усиление ответственности за коррупцию и обеспечение неотвратимости наказания
Действует пожизненный запрет на трудоустройство на государственную службу и в субъекты квазигосударственного сектора для лиц, совершивших коррупционные преступления.
Ужесточены санкции за коррупционные преступления для сотрудников правоохранительных органов, судей, взяткодателей и посредников во взяточничестве.
Для осужденных за тяжкие и особо тяжкие коррупционные преступления исключена возможность применения условно-досрочного освобождения. Установлен запрет на отбытие наказания за взяточничество сразу в учреждении минимальной безопасности.
Введен институт персональной ответственности руководителей государственных органов, организаций, субъектов квазигосударственного сектора за коррупцию подчиненных. С момента его внедрения принята отставка 8 политических служащих, к дисциплинарной ответственности привлечены 13 политических служащих, 98 административных государственных служащих руководящего уровня, 109 руководителей силового блока и 21 топ-менеджер квазигосударственного сектора.
В целом за коррупционные правонарушения в 2018-2020 годах осуждено свыше 3 тысяч лиц, среди которых 1 министр, 3 вице-министра, 8 акимов областей и их заместителей, 31 аким городов, районов и их заместители, 8 руководителей национальных компаний.
Казахстан присоединился к основным международным конвенциям в сфере противодействия коррупции и отмыванию доходов, Стамбульскому плану действий по борьбе против коррупции (в рамках сети Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и вступил в Группу государств против коррупции (ГРЕКО).
Налажено конструктивное взаимодействие с международными организациями и зарубежными антикоррупционными органами.
В 2019 году на Пленарном заседании Антикоррупционной сети ОЭСР для стран Восточной Европы и Центральной Азии мониторинговой группой представлена позитивная оценка промежуточного отчета Казахстана об исполнении рекомендаций 4-го раунда Стамбульского плана (из 29 рекомендаций по 20 отмечается прогресс).
Принятые меры заложили прочный фундамент дальнейшего искоренения коррупционных проявлений в обществе, что позволило Казахстану по итогам 2020 года впервые набрать 38 баллов в Индексе восприятия коррупции Transparency International (+7 баллов за два года), переместившись на 94-е место (+30 позиций за два года) среди 180 стран.
2.2. Ключевые проблемы, требующие решения в среднесрочной перспективе
"Бытовая" коррупция, обусловленная взаимодействием граждан и предпринимателей с представителями государственных органов и организаций в повседневной жизни, сохраняется во многих сферах.
По результатам социологического исследования "Мониторинг состояния коррупции за 2020 год", проведенного Общественным фондом "Транспаренси Казахстан", перечень чувствительных с точки зрения коррупции органов и учреждений из года в год практически не меняется: государственные поликлиники и больницы, полиция, управления земельных отношений, ЦОНы, государственные детские сады и вузы.
В структуре коррупционной преступности за последние три года значительную часть занимают факты взяточничества - более 50%.
В числе основных причин: сохраняющиеся административные барьеры,
двусмысленные и дискреционные нормы, недостаточная открытость государственных органов, высокая доля государственных услуг, оказываемых на альтернативной (бумажной) основе.
Отсутствуют стандарты доступного и понятного разъяснения различным социальным группам их прав, обязанностей и процедур исходя из конкретных ситуаций, региональных, отраслевых и иных особенностей.
Также это связано с недостатками и пробелами в автоматизации бизнес- процессов государственного управления.
Часть цифровых решений в силу их некачественной и половинчатой реализации создает коррупционные риски. Нередко должностные лица, используя "мнимую" цифровизацию, продолжают совершать коррупционные деяния, а граждане и предприниматели вынуждены искать незаконные пути решения своих вопросов по причине технических сбоев, излишних процессов в "оцифрованных" государственных функциях и других недостатков в работе информационных систем.
Наряду с этим слабая интеграция баз данных не позволяет обеспечить проактивную сервисную модель государства.
Коррупционные риски в государственном и частном секторах
Наблюдается слабая заинтересованность государственных органов и квазигосударственного сектора в устранении предпосылок коррупции, выявляемых уполномоченным органом по противодействию коррупции в рамках внешнего анализа.
Институт внутреннего анализа коррупционных рисков пока не стал действенным инструментом "самоочищения" для государственных органов и квазигосударственных организаций.
Наряду с этим отсутствует эффективный механизм реагирования по принципу "регион - центр" на выявленные риски внутриотраслевой системы государственного управления.
Пассивность государственных органов и субъектов квазигосударственного сектора в вопросах противодействия коррупции не позволяет рассчитывать на реальное снижение уровня коррупции.
Оплата труда государственных служащих и работников государственных организаций остается недостаточно конкурентоспособной по сравнению с корпоративным сектором.
Отсутствует эффективный механизм предупреждения конфликта интересов при выполнении государственных функций.
Действующая система декларирования в должной мере не подкреплена эффективными инструментами реагирования на факты значительного расхождения расходов и получаемых доходов.
Поиск похищенных активов, возврат их в бюджет остается на втором плане ввиду сложности доказывания преступного происхождения имущества.
Превентивные меры преимущественно направлены на противодействие коррупции среди государственных служащих. Это снижает эффективность предупреждения коррупционных проявлений со стороны лиц, не являющихся таковыми, но при этом оказывающих высокое влияние на восприятие гражданами уровня коррупции.
В этом контексте особое значение приобретает противодействие коррупции в негосударственном секторе и необходимость поддержки добросовестного бизнеса.
Высокая коррупционная уязвимость процесса распределения бюджетных средств
Недостаточная прозрачность информации о формировании и расходовании бюджетных средств относится к системным факторам, повышающим риск коррупции в управлении государственными финансами.
Ключевой причиной негативной практики является недостаточная взаимосвязь между системой планирования и освоением бюджетных средств. Бюджетные заявки зачастую формируются на основании необоснованно завышенных ценовых предложений компаний, нередко аффилированных с ответственными лицами.
Неэффективное планирование ведет к таким серьезным последствиям, как экономическая потеря и упущенная выгода, а также создает благоприятную почву для хищения при освоении бюджета.
Закрытости и рассредоточенности соответствующих сведений способствует отсутствие единой информационной системы, содержащей данные о расходовании республиканского и местных бюджетов.
Не созданы условия для ознакомления общественности с "упрощҰнной" версией бюджета с указанием только ключевых сведений - без технических деталей и, соответственно, без ограничений для гражданского контроля.
Нетранспарентность процедур принятия решений о бюджетировании сужает возможности для обеспечения подотчетности и способствует коррупции.
Пандемия и постковидный период обнажили проблему отсутствия связи между выделяемыми средствами и социально-экономическими результатами.
Механизмы распределения государственной поддержки (субсидии, гранты, гарантирование, льготное кредитование) для субъектов предпринимательства допускают ее неэффективное и нецелевое использование.
Это связано с тем, что уполномоченными органами не определяются конечные показатели оценки результативности бюджетной поддержки. Имеют место неверные триггеры, в том числе способствующие коррупционному поведению.
Решение о целесообразности субсидирования субъектов предпринимательства принимается без участия научного сообщества соответствующей специализации. Наличие дискреционного финансирования позволяет отвлекать ресурсы и обходить механизмы соблюдения бюджетной дисциплины.
Такое положение дел снижает эффективность мер по созданию равных, конкурентных и справедливых условий получения бюджетной поддержки.
Наблюдается тенденция вывода бюджетных средств из-под государственного контроля посредством увеличения уставного капитала юридических лиц квазигосударственного сектора. В обход процедур государственных закупок и заключения гражданско-правовых сделок между администратором бюджетной программы и подведомственной организацией проводится перечисление средств на цели, не связанные с развитием отрасли. В результате - размытые договорные обязательства, нерациональные траты бюджета, хищение.
Четырехзвенная система органов государственного аудита и финансового контроля, в значительной степени дублирующих друг друга, не позволяет в полной мере обеспечить превенцию коррупции в бюджетном процессе.
Недостаточная прозрачность закупок
В 2020 году доля государственных закупок в общей сумме бюджетных расходов составила 35%, это 7% в структуре ВВП Казахстана, что демонстрирует весьма существенное экономическое влияние на рынок.
Такой оборот бюджетных средств усиливает коррупционную привлекательность системы государственных закупок. Каждое пятое коррупционное преступление совершено в данной сфере.
Разрозненность правовой базы, различных платформ и сайтов закупок является следствием отсутствия единого реализационного подхода и общей стратегии развития этой сферы, несмотря на один источник происхождения средств - бюджет государства.
В этих условиях широко распространены факты искусственного завышения закупочных цен.
Оценка потенциала поставщика не всегда объективна ввиду непрозрачности заключения поставщиком договоров с субподрядчиками при исполнении своих обязательств по договору о государственных закупках.
Распространенной проблемой остается подписание фиктивных актов. Неизбежность дисциплинарной ответственности за несвоевременное освоение порождает "вынужденное" нарушение закона. В итоге приоритетом выступает не качество работы, а формальное исполнение бюджета.
Доля прямых закупок способом из одного источника все еще высокая (61% в среднем за 2018-2020 годы).
Возможность осуществления закупок в бумажном формате ограничивает общественный мониторинг, сдерживающий необоснованный закуп товаров, работ и услуг, искусственное завышение их стоимости и другие нарушения.
Как отмечают эксперты международных организаций (Азиатский банк развития, Всемирный Банк, Европейский банк реконструкции и развития, Исламский банк развития, ОЭСР), отсутствие единой законодательной и нормативной правовой базы в Казахстане создает препятствия на пути к общей и экономически эффективной практике закупок.
Высокий уровень участия государства в экономике
Существенная доля государственного участия в экономике сдерживает конкуренцию между субъектами экономической деятельности, мешает формированию крепкого частного сектора и тормозит переход страны к новой модели экономического роста.
Привилегированный доступ государственных предприятий к ресурсам, рынкам и финансам ставит частные компании в невыгодное положение и подрывает усилия по продвижению экономической диверсификации, прямых иностранных инвестиций и росту производительности, а также создает условия для коррупции.
Их доминирование на внутреннем рынке снижает общую конкурентоспособность отечественных предприятий, что при проекции на внешний рынок приводит к утрате экономических позиций по отношению к соседним государствам.
Значительная часть государственных закупок распределяется безальтернативно между компаниями с государственным участием, что девальвирует возможность использования данного института для развития малого и среднего бизнеса.
Отдельные субъекты квазигосударственного сектора создавались без глубокой проработки их необходимости. Внешними анализами коррупционных рисков установлено, что ряд из них дублирует деятельность структурных подразделений министерств. Как отмечается в Концепции развития гражданского общества в Республике Казахстан, на сегодня вместе с квазигосударственным сектором удельный вес государства в экономике достигает 60-80%.
Наряду с этим действующий механизм приватизации и передачи активов в конкурентную среду не исключает конфликт интересов и допускает приобретение объектов за цену ниже гарантийного взноса.
Формат подготовки соответствующих предложений, включая определение условий, методов, размеров пакетов акций, сроков реализации и предпродажной подготовки объектов, не предполагает открытости этого процесса.
Несовершенство механизмов конструктивного взаимодействия институтов гражданского общества с государством
Опыт стран с низким уровнем коррупции свидетельствует, что главным условием ее минимизации является широкая вовлеченность гражданского общества.
Вместе с тем в Казахстане отсутствует достаточная правовая регламентация института общественного контроля.
Закрытость данных ограничивает возможность граждан непосредственно участвовать в принятии решений, а доступная информация является сложной для понимания сути и носит формальный характер.
Такой подход сдерживает плюрализм мнений. Потенциал средств массовой информации в противодействии коррупции используется не в полной мере.
Забюрократизированные способы сообщения о фактах коррупции снижают активность граждан в выявлении и разоблачении коррупционеров.
Действующим законодательством не предусмотрена соответствующая международным стандартам система мер защиты лиц, сообщающих о фактах коррупции.
Несовершенная система мониторинга эффективности антикоррупционных мер
Отсутствует единая национальная публичная система оценки уровня коррупции в разрезе всех субъектов, сфер и территорий.
Мониторинг антикоррупционных мер не основывается на стабильной и прозрачной методологии социологических замеров.
Нет исчерпывающего, обоснованного, понятного и стабильного перечня измеримых целевых показателей для руководителей государственных органов и организаций, субъектов квазигосударственного сектора в части превенции коррупции.
Анализ текущей ситуации в сфере противодействия коррупции в целом показывает, что, несмотря на принимаемые меры, сохраняется запрос общества на обеспечение справедливости, равенства всех перед законом и неотвратимости ответственности.
Раздел 3. Обзор международного опыта
Международный опыт передовых зарубежных практик показывает, что для эффективного противодействия коррупции необходим системный подход, предусматривающий сочетание множества факторов и элементов в комплексе. При этом особое внимание следует уделить вопросам развития институциональных механизмов и правовых инструментов, повышения общественной осведомленности и вовлеченности гражданского общества.
Без широкой общественной поддержки усилия по противодействию коррупции обречены на провал. В этом контексте значимую роль играет формирование соответствующей культуры. Именно поэтому в Дохинской декларации подчеркивается роль образования в предупреждении преступности и коррупции, создании культуры законопослушания.
Практика наиболее развитых стран показывает, что минимизации коррупции в значительной степени способствуют широкий доступ к информации, прозрачность процессов принятия решений и создание механизмов общественного участия.
К примеру, доступность информации о государственных расходах является одним из основных факторов обеспечения контроля за деятельностью государственных органов. Наиболее развернутую информацию о бюджетах содержат порталы Бразилии, США, Украины, Южной Кореи.
Другой пример - система электронных закупок Грузии, где наряду со стандартным функционалом предусмотрена возможность задавать онлайн вопросы и публично предоставлять ответы на конкурсной странице, подавать иски на любом этапе тендерного процесса, а также выявлять риски по тендеру в цифровом формате в рамках мониторинга Государственного агентства по закупкам и конкурсам.
Наличие открытой информации создает условия и для проведения журналистских расследований. Такая практика широко распространена в Великобритании, Франции, Швеции и других европейских странах.
Интересным представляется инструмент вовлечения Всемирного Банка. Электронное приложение "Интегрити Эпп" (Integrity Арр) дает гражданам возможность сообщать о проблемах, связанных с мошенничеством и коррупцией. Его пользователи, к примеру, могут отправлять фото недостроенной школы, аудиозапись запроса о взятке либо любой другой файл или документ.
Важным фактором снижения административных барьеров, сокращения дискреции и повышения качества оказания государственных услуг является цифровизация.
В государственной базе данных Эстонии имеется практически все - от экономической статистики и судебных архивов до медицинских карточек и жалоб граждан. При этом любое действие оставляет свой след в истории системы, что обеспечивает защищенность данных и минимизирует коррупцию, позволяя за короткое время найти нарушителя. Кроме того, взаимодействие между чиновниками и гражданами просто отсутствует или сведено к минимуму.
В Южной Корее внедрена электронная система таможенного оформления ЮНИ-ПАСС (UNI-PASS), которая снизила коррупционные риски за счет сокращения личных контактов между сотрудниками таможни и услугополучателями.
В Австралии, Венгрии, Молдове, Румынии и США для предотвращения и выявления фактов коррупции успешно используется проверка на добропорядочность. Она представляет собой смоделированную ситуацию с целью выявления коррупционного поведения, о которой тестируемое лицо не знает.
Важным превентивным механизмом является урегулирование конфликта интересов, включающее меры декларирования личных интересов, реагирования и ответственности.
Наряду с этим неотъемлемой частью антикоррупционного регулирования является противодействие практике "вращающейся двери". Под этим термином понимается переход работников из государственного в частный сектор.
Так, в Норвегии применяются правила "карантина" для переходов в частные предпринимательские структуры для государственных служащих и бизнесменов при их приходе во властные структуры - сроком до полугода. Похожие меры применяются в Германии, Испании, Латвии, США, Франции и других странах.
Одновременно с расширением ограничительных мер устанавливаются и социальные гарантии государственных служащих. В мире применяются разные подходы: специальные пенсионные системы, бесплатное медицинское страхование, транспортные расходы, пособия на детей, жилищные выплаты и другое.
К примеру, во Франции и Японии предусмотрены жилищные и транспортные компенсации. В Великобритании пенсионные отчисления государственных служащих на 15% выше, чем в частном секторе.
В то же время в зарубежных странах меньше ограничений по дополнительным источникам дохода государственных служащих.
Так, в Греции государственные служащие могут выполнять иную оплачиваемую работу с разрешения и при условии, что она не препятствует качественному выполнению служебных обязанностей.
Эффективность антикоррупционных органов напрямую зависит от доступа к необходимым данным. Например, в Гонконге, Сербии, Сингапуре антикоррупционным ведомствам предоставлен широкий доступ к электронным базам данных и право запрашивать у банков и иных финансовых учреждений информацию о счетах и финансовых средствах должностных лиц без их согласия в целях выполнения своих функций.
Группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег (ФАТФ) отмечает важность обеспечения компетентных органов возможностью получать или вовремя иметь доступ к достаточной, точной и своевременной информации о бенефициарной собственности юридических лиц.
С учетом этого, начиная с 2016 года в Великобритании введен реестр лиц, "имеющих существенный контроль" над компанией (Register of people with Significant Control). В него включены лица, которые владеют более чем 25% капитала компании или имеют возможность контролировать либо влиять на управление ею.
Актуальным антикоррупционным трендом является поощрение добропорядочного поведения бизнеса. В странах Восточной Европы реализована инициатива прозрачной бизнес-маркировки продукции, услуг и маркетингового материала "Прозрачная волна" ("Clear Wave"). Этот знак является символом деловой этики, прозрачности, ответственности и устойчивости.
2) стимулирование добропорядочности бизнеса;
5) цифровизация как инструмент минимизации коррупции;
6) расширение социальных гарантий для государственных служащих;
7) предотвращение и урегулирование конфликта интересов;
Раздел 4. Видение развития антикоррупционной политики
Раздел 5. Основные принципы и подходы развития антикоррупционной политики
Антикоррупционная политика основывается на принципах:
1) равенства всех перед законом и справедливости;
2) гласности, прозрачности и подотчетности обществу;
3) комплексного использования мер противодействия коррупции;
4) приоритетности превенции коррупции;
5) взаимодействия государства и гражданского общества;
6) эффективности и результативности;
7) неприятия коррупции во всех ее проявлениях;
8) защиты лиц, оказывающих содействие в противодействии коррупции;
9) неотвратимости ответственности за коррупцию;
10) качественной цифровой трансформации.
Подходы развития антикоррупционной политики будут реализованы путем исполнения следующих задач:
1) формирование нетерпимости к коррупции;
2) исключение возможностей коррупции;
3) совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности;
4) усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции;
5) обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер;
6) дальнейшее совершенствование деятельности уполномоченного органа по противодействию коррупции.
Задача 1. Формирование нетерпимости к коррупции
Изменение ценностей и повышение антикоррупционной культуры
Честность, законность и прагматизм должны стать внутренними ценностными убеждениями каждого.
Тем самым будет сформировано новое поколение граждан с крепким социальным иммунитетом от коррупции.
Повышение добропорядочности государственного аппарата
Содействие добропорядочности бизнеса
Следует установить непрерывный процесс обучения работников основам антикоррупционного поведения.
Задача 2. Исключение возможностей коррупции
Снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках
Повышение экономической эффективности бюджетной поддержки
Снижение государственного участия в экономике
Одним из эффективных механизмов может стать внедрение института юридических лиц публичного права.
Качественная цифровизация как фактор снижения коррупции
Совершенствование инструментов выявления и устранения предпосылок коррупции
Задача 3. Совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности
При этом будут предусмотрены гарантии защиты от злоупотреблений со стороны проверяющих.
Задача 4. Усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции
Развитие института общественного контроля
Улучшение механизмов сообщения о коррупции
Задача 5. Обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер
Call-центр "1424" будет соответствовать передовым стандартам в кадровом и техническом аспектах.
Раздел 6. Целевые индикаторы и ожидаемые результаты
6.1. Целевые индикаторы по итогам 2026 года:
1) индекс восприятия коррупции Transparency International - не ниже 47 баллов;
7) индекс контроля коррупции Всемирного Банка (Control of Corruption) - не ниже 48-50 процентилей;
8) сокращение в структуре ВВП страны доли участия государства в экономике - не выше 13,9%;
6.2. Основные результаты, ожидаемые по итогам 2026 года:
1) высокая вовлеченность гражданского общества в противодействие коррупции;
2) открытый и подотчетный обществу государственный аппарат;
3) эффективная система управления коррупционными рисками;
4) транспарентные бюджетные процессы и конкурентные закупки;
5) справедливая система привлечения к ответственности за коррупцию.
ПРИЛОЖЕНИЕ |
№ | Наименование реформ / основных мероприятий | Форма завершения | Срок завершения | Ответственные исполнители |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Стратегический показатель: индекс восприятия коррупции Transparency International, балл: 2022 год - 42,2023 год - 43,2024 год - 44,2025 год - 45,2026 год - 47 | АПК, ЦГО, МИО | |||
Задача 1. Формирование нетерпимости к коррупции Целевые индикаторы: доля лиц, которые в предыдущие 12 месяцев хотя бы один раз имели контакт с государственным должностным лицом и которые заплатили взятку государственному должностному лицу или от которых это государственное должностное лицо требовало взятку (глобальный индикатор в перечне национальных индикаторов Целей устойчивого развития до 2030 года), процент: 2022 год- 31,2, 2023 год-29,6,2024 год-28,3,2025 год-27,2026 год-25,3; индекс эффективности государственного управления Всемирного Банка (Government Effectiveness), процентиль: 2022 год - 62-65, 2023 год - 65-68, 2024 год - 68-73, 2025 год - 74-75, 2026 год - 74-75 | МНЭ, МИОР, МЦРИАП, АД ГС | |||
1.1. Изменение ценностей и повышение антикоррупционной культуры | ||||
1. | Принятие плана мероприятий по проведению информационной работы с декомпозицией на уровне различных целевых групп | Постановление Правительства | IV квартал 2022 года | МИОР, АПК, МКС, МЦРИАП, МОН, заинтересованные государственные органы, АНК (по согласованию) |
2. | Введение публичного реестра коррупционеров в систему мер противодействия коррупции с определением четких механизмов включения и исключения из него лиц | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК |
3. | Совершенствование правовой пропаганды путем обеспечения точечного информирования граждан и предпринимателей об их правах с разъяснением действующих правовых актов понятным и кратким языком, а также применением цифровых решений по определенным жизненным ситуациям и юридическим фактам | Методические рекомендации приказы | III квартал 2023 года | Заинтересованные государственные органы |
4. | Проработка вопроса по присоединению к инициативе УНП ООН "Глобальный ресурс для антикоррупционного образования и расширения прав и возможностей молодежи" | предложения в АП | I квартал 2023 года | АПК, МОН |
5. | Внедрение тем добропорядочности и антикоррупционной культуры в образовательные программы на всех уровнях образования | Образовательные программы | IV квартал 2024 года | МОН, МИО |
6. | 1) международного/национального антикоррупционного стандарта; 2) инструментов академической честности | Приказы ректоров | I квартал 2026 года | МОН |
1.2. Повышение добропорядочности государственного аппарата |
7. | Профилактическая работа с государственными служащими, в том числе: 1) установление критериев для определения должностей, подверженных коррупционным рискам; 2) организация уполномоченными по этике системной профилактической работы с государственными служащими, занимающими должности, подверженные коррупционным рискам | информация в АП | II квартал 2024 года | АПК, АДГС, заинтересованные государственные органы |
8. | Развитие антикоррупционного обучения с обеспечением его непрерывности, последовательности и актуальности | Образовательные программы | IV квартал 2023 года | АДГС, ВС, ГП, МВД, МО, АГУ, МФ |
9. | Регламентация выявления и урегулирования конфликта интересов на государственной службе и в квазигосударственном секторе | проект Закона | IV квартал 2024 года | АПК, АДГС |
10. | Проработка вопроса по повышению привлекательности государственной службы, в том числе путем: 1) расширения социального пакета; 2) создания условий для организации труда государственных служащих; 3) расширения возможностей для занятия иной оплачиваемой деятельностью | предложения в АП | I квартал 2023 года | АДГС, АПК, МНЭ, МФ, ГП |
1.3. Содействие добропорядочности бизнеса |
11. | Подготовка комплаенс-специалистов в рамках послевузовского образования | образовательные программы | IV квартал 2023 года | МОН, АПК, МТСЗН |
12. | Добровольное внедрение антикоррупционного стандарта ISO 37001 или СТ РК 3049 в деятельности субъектов квазигосударственного и частного секторов | Сертификат соответствия | 2022-2026 годы | АПК, МНЭ, заинтересованные государственные органы, АГУ, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
13. | Антикоррупционное обучение работников субъектов квазигосударственного и частного секторов на безвозмездной основе | Образовательные программы | 2022-2026 годы | АПК, ЦГО, МИО, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
14. | Совершенствование функционала информационной системы "Реестр бизнес-партнеров", в том числе путем: 1) разработки индексов: "индекс добросовестности налогоплательщика", "индекс финансовой устойчивости" и "индекс платежной дисциплины"; 2) введения принципа "должная осмотрительность"; 3) дополнения антикоррупционными индикаторами; 4) проработки вопроса маркировки продукции компаний, внедривших на добровольной основе антикоррупционный стандарт, знаком "чистая волна" ("clear wave"); 5) проработки введения антикоррупционного рейтинга бизнеса; 6) рассмотрения возможности внедрения функционала по сопровождению начинающих предпринимателей в первый год после регистрации | акт ввода в эксплуатацию | III квартал 2023 года | НПП "Атамекен" (по согласованию), АПК, МФ, заинтересованные государственные органы |
15. | Проработка вопроса введения льгот, преференций, условных скидок при государственных закупках и других мер поддержки для субъектов частного предпринимательства, внедривших и поддерживающих антикоррупционные стандарты | предложения в АП | I квартал 2023 года | АПК, МНЭ, МФ, МИИР, НПП "Атамекен" (по согласованию), заинтересованные государственные органы |
Задача 2. Исключение возможностей для коррупции Целевые индикаторы: сокращение доли участия государства в экономике, в % к ВВП: 2022 год - 14,7, 2023 год - 14,5,2024 год - 14,2, 2025 год - 14,0, 2026 год - 13,9; индикатор "Институты" Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума, место: 2022 год - 58, 2023 год - 56, 2024 год - 53, 2025 год - 50,2026 год – 48 | МНЭ, МФ, АЗРК МНЭ, МИО |
2.1. Снижение рисков неэффективного расходования бюджетных средств и коррупции в закупках | |||||||
16. | Проработка вопроса внедрения проектного финансирования в сфере строительно-монтажных работ, исключающего риск вынужденного подписания фиктивных актов | предложения в АП | IV квартал 2022 года | МФ, МНЭ | |||
17. | 1) правила "одной подписи" в рамках реализации блочного бюджета; | проект Закона | IV квартал 2024 года | МНЭ, МФ, АСПР, МЦРИАП, НПП "Атамекен" (по согласованию), заинтересованные государственные органы | |||
2) пересмотр действующих методик расчета показателей; | приказы | IV квартал 2023 года | БНС АСПР, МНЭ, заинтересованные государственные органы | ||||
3) проработка вопроса по повышению ответственности администраторов бюджетных программ за надлежащий мониторинг и управление инвестиционными проектами; | предложения в АП | III квартал 2022 года | МНЭ, заинтересованные государственные органы | ||||
4) публикация на едином интернет- портале открытых данных процесса от момента планирования до момента освоения бюджетных средств, включая проведение закупок и данные о получателях бюджетных средств, в том числе формирование публичного реестра получателей бюджетных средств; | публичные данные на едином интернет- портале открытых данных | I квартал 2023 года | МФ, МЦРИАП, МИОР, МНЭ | ||||
5) внедрение механизма "окрашивания денег" в процессах освоения бюджетных средств | акт ввода в эксплуатацию | IV квартал 2024 года | МФ, АПК, МЦРИАП | ||||
18. | Повышение эффективности системы подушевого финансирования в социально значимых сферах ("деньги следуют за человеком") | предложения в АП | I квартал 2023 года | МНЭ, МФ, заинтересованные государственные органы | |||
19. | Усиление конкурентной среды в закупках, включая: 1) создание единого каталога товаров для стандартизации и унификации технических спецификаций на приобретаемые товары; 2) определение средней отпускной цены по товарам; 3) расширение биржевой торговли | Методические рекомендации проект Закона | IV квартал 2022 года I квартал 2024 года | МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию) МТИ | |||
20. | Сокращение правовых оснований закупок из одного источника и закупок, проводимых в особом порядке, а также в рамках государственных заданий (за исключением закупок для обеспечения нужд правопорядка и национальной безопасности) | проект Закона | III квартал 2025 года | МФ, МЮ, МНЭ, КНБ, МО, МВД | |||
21. | Проработка вопроса установления единых требований для государственных закупок и закупок квазигосударственного сектора | предложения в АП | I квартал 2025 года | МФ, АО "ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию) | |||
22. | Совершенствование системы государственного аудита и финансового контроля, в том числе путем оптимизации, исключения дублирования и обеспечения независимости | проект Закона | I квартал 2026 года | СК, МФ | |||
2.2. Повышение экономической эффективности бюджетной поддержки | |||||||
23. | Повышение экономической эффективности мер государственной поддержки предпринимательства во всех сферах экономики (субсидирование, гарантирование, выдача грантов) на основе комплексного анализа их эффективности и ревизии соответствующих нормативных правовых актов | проект Закона | II квартал 2024 года | МНЭ, АСПР, АЗРК, АПК, МЦРИАП, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию), заинтересованные государственные органы, предоставляющие меры государственной поддержки | |||
2.3. Снижение доли государственного участия в экономике | |||||||
24. | Проработка вопроса по введению ограничений на все меры государственной поддержки организациям со стопроцентной долей участия государства, за исключением сфер с недостаточной конкуренцией | предложения в АП | II квартал 2022 года | МНЭ, МФ, АЗРК, АО "ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию), заинтересованные государственные органы | |||
25. | Сокращение государственного участия в экономике посредством демонополизации и создания благоприятной конкурентной среды (за исключением сферы, связанной с обеспечением национальной безопасности) | проект Закона | III квартал 2024 года | АЗРК, МФ, заинтересованные государственные органы, АО "ФНБ "Самрук-Казына" (по согласованию), НПП "Атамекен" (по согласованию) | |||
2.4. Качественная цифровизация как фактор снижения уровня коррупции | |||||||
26. | "Цифровая перезагрузка" государственного управления: 1) анализ и оптимизация бизнес- процессов; 2) развитие проактивного формата государственных услуг; 3) сокращение альтернативных форм оказания государственных услуг; 4) расширение электронного формата оказания государственных услуг через негосударственные платформы | информация в АП, приказы | IV квартал 2025 года | МЦРИАП, АДГС, заинтересованные государственные органы | |||
27. | Экспертиза проектов нормативных правовых актов на предмет их соответствия требованиям цифровой трансформации | проект Закона | IV квартал 2022 года | МЦРИАП | |||
28. | Создание новой архитектуры цифрового правительства, базирующейся на едином массиве данных | акт ввода в эксплуатацию | IV квартал 2025 года | МЦРИАП | |||
29. | Выявление и исключение коррупционных рисков при разработке и эксплуатации информационных систем | приказы | 2022-2026 годы | МЦРИАП, АПК | |||
30. | Расширение инфраструктуры безналичных платежей | информация в АП | I квартал 2024 года | НБ, МТИ, МФ, МЦРИАП, МНЭ, заинтересованные государственные органы | |||
31. | 1) идентификации получателя через QR-кодирование при получении медицинских услуг, в особенности в амбулаторном лекарственном обеспечении; 2) перевод закупа лекарственных средств и медицинских изделий, услуг у субъектов здравоохранения на веб-портал государственных закупок | информация в АП | III квартал 2025 года | МЗ, заинтересованные государственные органы | |||
2.5. Совершенствование инструментов выявления и устранения предпосылок коррупции | |||||||
32. | Проработка создания исследовательского центра по вопросам противодействия коррупции | предложения в АП | I квартал 2023 года | АПК | |||
33. | 1) единой антикоррупционной экспертизы типовых и схожих проектов нормативных правовых актов; 2) элементов искусственного интеллекта | Постановление Правительства | II квартал 2023 года | АПК | |||
34. | Развитие внутренних и внешних анализов коррупционных рисков, в том числе путем: 1) внедрения проектного подхода; 2) совершенствования правил проведения анализов коррупционных рисков; 3) обязательного вовлечения общественных советов в процесс внутреннего и внешнего анализов коррупционных рисков, обсуждения и мониторинга реализации рекомендаций; 4) дополнения источников проведения правового мониторинга рекомендациями внешнего и внутреннего анализов коррупционных рисков; 5) рассмотрения результатов правового мониторинга на заседаниях общественного совета | Постановление Правительства, приказ | IV квартал 2022 года | АПК, МЮ, ЦГО, МИО | |||
35. | Развитие института антикоррупционного стандарта, в том числе путем: 1) наделения уполномоченного органа по противодействию коррупции компетенцией по утверждению соответствующей методики; | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, заинтересованные государственные органы | |||
2) утверждения методики; | приказ | IV квартал 2024 года | |||||
3) создания картограмм коррупции с профилями коррупционных рисков применительно к отраслям экономики и государственного управления | картограммы | IV квартал 2025 года | |||||
Задача 3. Совершенствование мер по обеспечению неотвратимости ответственности Целевой индикатор: индекс верховенства закона Всемирного проекта правосудия (World Justice Project, Rule of Law Index), балл: 2022 год - 0,53,2023 год - 0,54,2024 год - 0,55, 2025 год - 0,56,2026 год - 0,57 | МЮ, МИОР, МЦРИАП, МВД, МТСЗН, МНЭ, МТИ, МФ, ВС, ГП, КНБ, СК, АПК, АДГС, МЗ |
36. | Развитие проекта "smart-сот" в части: 1) дальнейшего увеличения доли дел, рассмотренных в "виртуальном суде"; 2) внедрения искусственного интеллекта в судопроизводстве (цифровая аналитика) | акт ввода в эксплуатацию | III квартал 2023 года | ВС, МЦРИАП |
37. | Проработка механизма внедрения проверки на добропорядочность (integrity check) | предложения в АП | I квартал 2023 года | АПК, ВС, ГП, МВД, КНБ, АФМ, заинтересованные государственные органы |
38. | Введение ответственности за необоснованное обогащение | проект Закона | IV квартал 2023 года | АЖ, ГП, АФМ, КНБ, МФ, МЮ |
39. | Реализация риск-ориентированной системы контроля деклараций за соответствием расходов получаемым доходам | информация в АП | III квартал 2026 года | МФ, АПК, АФМ |
40. | Внедрение института финансового расследования по принципу "следуй за деньгами" ("follow the money") | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, АФМ, ГП, КНБ, МВД, МО |
41. | Введение уголовной ответственности за обещание/предложение взятки | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, ГП, ВС, КНБ, МВД |
42. | Совершенствование работы по выявлению преступлений, связанных с вымогательством незаконного вознаграждения работником государственного органа, государственной и негосударственной организации | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, ГП, МВД, ВС |
43. | Усиление ответственности юридических лиц за совершение коррупционных правонарушений | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, ГП, ВС, КНБ, МЮ, МФ, НПП "Атамекен" (по согласованию) |
44. | Совершенствование правовых механизмов ответственности за непринятие мер по противодействию коррупции | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК |
45. | Внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроекта по вопросу присоединения к Конвенции Совета Европы об уголовной ответственности за коррупцию | проект Закона | IV квартал 2026 года | АПК, ГП, КНБ, АФМ, МВД, МИД |
46. | Внесение в Мажилис Парламента Республики Казахстан законопроекта по вопросу присоединения к Конвенции ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок | проект Закона | IV квартал 2026 года | АПК, ГП, КНБ, АФМ, МВД, МИД |
Задача 4. Усиление роли гражданского общества в противодействии коррупции Целевой индикатор: индекс учета мнения населения и подотчетность государственных органов Всемирного Банка (Voice and Accountability), процентиль: 2022 год - 27,5, 2023 год - 35,2024 год - 42,5,2025 год - 50,2026 год - 57,5 | МИОР, АДГС |
4.1. Развитие института общественного контроля | ||||
47. | Общественный мониторинг реализации национальных проектов, планов развития регионов и других документов Системы государственного планирования с предоставлением проектной роли "общественный контролер" | предоставление доступа к информационно й системе проектного управления | 2022-2026 годы | МНЭ, МЦРИАП, АСПР, МИОР, Офис по мониторингу реализации национальных проектов, заинтересованные государственные органы |
48. | Усиление роли общественных советов в превенции коррупции | рекомендации в Национальном докладе о деятельности общественных советов в Республике Казахстан | 2022-2026 годы | МИОР |
49. | 2) совершенствование интерфейса и автоматизированное наполнение интернет- порталов "Открытого правительства" | акты ввода в эксплуатацию | 2022-2026 годы | МЦРИАП, ЦГО, МИО |
50. | Проработка вопроса расширения потенциала журналистов в вопросах противодействия коррупции | предложения в АП | II квартал 2023 года | МИОР, АПК |
4.2. Улучшение механизмов сообщения о коррупции | ||||
51. | 1) совершенствование деятельности саll-центра "1424"; 2) внедрение современных цифровых каналов информирования о фактах коррупции | акт ввода в эксплуатацию | III квартал 2024 года | АПК, МЦРИАП |
52. | Совершенствование Правил поощрения лиц, сообщивших о факте коррупционного правонарушения или иным образом оказывающих содействие в противодействии коррупции | Постановление Правительства | IV квартал 2023 года | АПК, МФ |
53. | Усиление государственной защиты лиц, сообщающих о коррупции, в том числе путем защиты их трудовых прав, гарантирования конфиденциальности информации о заявителе и об оказанном им содействии | проект Закона | IV квартал 2022 года | АПК, ГП, АДГС, МТСЗН |
Задача 5. Обеспечение эффективного мониторинга реализации антикоррупционных мер Целевой индикатор: индекс контроля коррупции Всемирного Банка (Control of Corruption), процентиль: 2022 год - 39-41, 2023 год - 41-43, 2024 год - 43-46, 2025 год - 46-48, 2026 год-48-50 | АПК, ЦГО, МИО |
54. | Внедрение и развитие системы мониторинга и оценки эффективности антикоррупционных мер | проект Закона | IV квартал 2023 года | АПК, ГП |
55. | Создание публичного антикоррупционного портала | акт ввода в эксплуатацию | III квартал 2024 года | АПК, МЦРИАП |
56. | Выработка предложений по формированию национального индекса восприятия коррупции | предложения в АП | III квартал 2022 года | АПК, АСПР |
Целевой индикатор: уровень доверия населения к антикоррупционной службе, % (в рамках оценки результативности, проводимой Администрацией Президента Республики Казахстан): 2022 год - 64%, 2023 год - 64,5%, 2024 год - 65%, 2025 год - 65,5%, 2026 год - 66% | АПК |
57. | Развитие интегрированной аналитики, в том числе путем проработки вопроса предоставления антикоррупционной службе доступа к базам данных и информационным системам государственных органов и организаций с установлением четких оснований доступа, механизмов контроля за полученной информацией, исключающих возможности для злоупотреблений и разглашения полученных данных и использования их во внеслужебных целях | предложения в АП | IV квартал 2022 года | АПК, МЦРИАП, заинтересованные государственные органы |
58. | 1) усиление координирующей роли антикоррупционной службы в деятельности антикоррупционных комплаенс-служб; 2) регламентация взаимодействия уполномоченных по этике с антикоррупционной службой | проект Закона проект Закона | IV квартал 2022 года IV квартал 2023 года | АПК, АДГС |
59. | Внедрение непрерывного процесса повышения квалификации сотрудников антикоррупционной службы | Программы повышения квалификации | 2022-2026 годы | АПК, ГП, АДГС |
60. | Противодействие коррупционным преступлениям, совершенным с использованием цифровых финансовых активов, криптобирж и других цифровых платформ | Методические рекомендации | IV квартал 2025 года | АПК, ГП, АФМ, НБ |
61. | Выработка предложений по повышению эффективности антикоррупционной политики на основании рекомендаций международных организаций (ГРЕКО, ОЭСР и другие) | Закрепление рекомендаций | 2022-2026 годы | АПК, заинтересованные государственные органы |
Примечание: расшифровка аббревиатур:
МИОР - Министерство информации и общественного развития Республики Казахстан
НЛП - Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан "Атамекен"
МЮ - Министерство юстиции Республики Казахстан
АО "НУХ - Акционерное общество "Национальный управляющий холдинг "Байтерек"
МОН - Министерство образования и науки Республики Казахстан
АЗРК - Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан
ГП - Генеральная прокуратура Республики Казахстан
ГРЕКО - Группа государств против коррупции
МЗ - Министерство здравоохранения Республики Казахстан
СК - Счетный комитет по контролю за исполнением Республиканского бюджета Республики Казахстан
МТЗСН - Министерство труда и социальной защиты населения Республики Казахстан
МИО - местные исполнительные органы
ВС - Верховный Суд Республики Казахстан
МИИР - Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан
МФ - Министерство финансов Республики Казахстан
АФМ - Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу
МО - Министерство обороны Республики Казахстан
СТ РК - Национальный стандарт Республики Казахстан
АНК - Ассамблея народа Казахстана
ОСМС - обязательное социальное медицинское страхование
АГУ - Академия государственного управления при Президенте Республики Казахстан
АДГС - Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы
МКС - Министерство культуры и спорта Республики Казахстан
ЦГО - центральные государственные органы
АП - Администрация Президента Республики Казахстан
АО "ФНБ - Акционерное общество "Фонд национального благосостояния "Самрук-Казына"
АПК - Агентство Республики Казахстан по противодействию коррупции (Антикоррупционная служба)
АСПР - Агентство по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
БНС АСПР - Бюро национальной статистики Агентства по стратегическому планированию и реформам Республики Казахстан
МТИ - Министерство торговли и интеграции Республики Казахстан
МИД - Министерство иностранных дел Республики Казахстан
ГОБМП - гарантированный объем бесплатной медицинской помощи
НБ - Национальный Банк Республики Казахстан
КНБ - Комитет национальной безопасности Республики Казахстан
МНЭ - Министерство национальной экономики Республики Казахстан
МЦРИАП - Министерство цифрового развития, инноваций и аэрокосмических промышленности Республики Казахстан
МВД - Министерство внутренних дел Республики Казахстан
ОЭСР - Организация экономического сотрудничества и развития ISO - International Organization for Standardization
УТВЕРЖДЕНЫ |
ИЗМЕНЕНИЯ,
которые вносятся в некоторые указы Президента Республики Казахстан
пункт 5 изложить в следующей редакции:
пункт 11 изложить в следующей редакции:
"11. Национальный доклад представляется:
в Национальном плане развития Республики Казахстан до 2025 года, утвержденном вышеназванным Указом:
в разделе "4. Подходы к реализации и ожидаемые результаты":
в задаче 4. "Превенция коррупции и политика добропорядочности":
часть третью изложить в следующей редакции:
часть восьмую изложить в следующей редакции:
в разделе "5. Формирование новой модели государственного управления, ориентированной на людей":
в пункте "3. Антикоррупционная политика":
часть восьмую изложить в следующей редакции:
в разделе "6. Реализация Концепции":
в подразделе "6.1. Стратегия, приоритеты и сроки реализации":
часть вторую изложить в следующей редакции:
в подразделе "6.2. Ожидаемые результаты от реализации Концепции":
абзац второй изложить в следующей редакции:
"Индексу эффективности государственного управления Всемирного Банка - не ниже 80 процентиля;".
ПРИЛОЖЕНИЕ |
ПЕРЕЧЕНЬ
утративших силу некоторых указов Президента Республики Казахстан
© 2012. РГП на ПХВ «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан