Анализ деятельности школьной библиотеки за 1 полугодие 2023-2024 уч.года » КГУ СОШ № 17
Абай облысы білім басқармасының
Семей қаласы білім бөлімінің
"№17 жалпы орта білім беретін мектебі"
коммуналдық мемлекеттік мекемесі
Қабылдау бөлімі:
+7(7222) 32-07-17
Есепші бөлімі:
+7(7222) 42-45-42
Нашар көрушілер
нұсқасы

Семей қаласының «№17 ЖОББМ» КММ-нің ресми сайтына қош келдіңіздер! Добро пожаловать на официальный сайт КГУ "СОШ №17"

» » » Анализ деятельности школьной библиотеки за 1 полугодие 2023-2024 уч.года
08
январь
2024

Анализ деятельности школьной библиотеки за 1 полугодие 2023-2024 уч.года

Анализ работы

библиотеки КГУ «СОШ № 17»

г.Семей область Абай

за 1 полугодие  2023-2024 учебного года


  • Краткая справка о библиотеке


         Библиотека расположена на 3-ом этаже здания КГУ СОШ № 17 по адресу: область Абай, г. Семей, ул. Е. Кашаган, 26. Занимает изолированное помещение общей площадью 70 кв. м.   Библиотека имеет зону книгохранилища художественно-методической литературы, оборудованную стеллажами (14). Читальный зал совмещен с абонементом. Зона обслуживания пользователей включает 12 посадочных мест (стол из 6 секций и 12 стульев), имеется 6 ( шесть) ноутбуков для пользователей и 2 компьютера для работников библиотеки. Имеется выход в INTERNET.

 Книгохранилище учебного фонда расположено на третьем этаже здания. Площадь хранилища – 31 кв. м.

    Фонд библиотеки укомплектован школьными учебниками, учебно-методической, научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной, детской литературой на государственном, русском и английском языках.

      Согласно штатного расписания  работу библиотеки организуют два  работника     : заведующая библиотекой Кружальская Маргарита Аркадьевна, имеет высшее педагогическое образование, I аттестационную категорию. Общий стаж работы – 39 лет, стаж библиотечной работы – 34 года, стаж работы в данном учебном заведении – 34 года, и библиотекарь Абдрахманова Сандугаш Турсынтаевна, имеет высшее специальное образование, I аттестационную категорию. Общий стаж работы 29 лет, стаж библиотечной работы -19 лет, стаж работы в данном учебном заведении - 18 лет. 

      Режим работы библиотеки: с 9.00. до 17.30. с понедельника по пятницу, перерыв с 13.30. до 14.00. Выходной день – суббота, воскресенье. Последний рабочий день месяца – санитарный.

2. Нормативно-правовое обеспечение работы библиотеки 

Настоящий план работы составлен на основе 


Международных документов:

  • Всеобщая декларация прав человека

(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)

  • Декларация прав ребенка 

(принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г.)

  • Конвенция ООН о правах ребенка 

(принята Генеральной Ассамблеей ООН 1989г.)

  • Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000г.)


Республиканских документов:

  • Конституция РК 

          ( принята 30 августа 1995 г.)

- Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» (принят 4 июня 2007 года №258);

  • Закон РК «О языках» 

          (принят11 июля 1997 года №151);

      - Закон Республики Казахстан «Об образовании» 

            (27 июля 2007 года);

  • Закон РК «О правах ребенка»

          (принята 8 августа 2002 года № 345-II )

      - Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции»

        (8 ноября 2015 года №410-V ЗРК)

      - «Трудовой кодекс Республики Казахстан»

          (23 ноября 2015 года №414-V ЗРК);

  • Программа «Казахстан -2050»
  • Ежегодное послание Президента РК народу Казахстана
  • «Типовое положение о библиотеке образовательного учреждения Республики Казахстан»;
  • Программа «Рухани жанғыру»
  • Республиканский проект «Читающая школа- читающая нация».

      -   Решения Правительства РК, приказы и инструкции Министерства образования и Министерства культуры и спорта по библиотечному делу.

Локальных документов:

  • Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка
  • Программа развития школьной библиотеки на 2020-2025 гг 
  • Комплексный школьный план по преализации республиканского проекта  «Читающая школа-  читающая нация», план реализации республиканского проекта.
  • Учебно-воспитательный план школы. 
  • Анализ  работы библиотеки за 2022-2023 уч.год
  • Должностные инструкции работников библиотеки
  • Договор о полной материальной ответственности
  • Положение о школьной библиотеке
  • Правила пользования школьной библиотекой
  • Правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки
  • Инструкции по технике безопасности, по пожарной безопасности


Основным документом, отражающим стратегию развития библиотеки, является план работы библиотеки.

Библиотека является структурным подразделением школы и  работает по собственному плану, согласованному с общешкольным планом, и программами развития. 

План работы библиотеки составлен в соответствии с методической темой школы:

«Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов».  


2.1. Миссия библиотеки

          Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности учебно-образовательного учреждения.

         Школьная библиотека осуществляет государственную политику в области образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечивает право на свободное и бесплатное пользование информационно-библиографическими ресурсами.

2.2. Цели работы библиотеки

  1. Создание единого информационно-образовательного пространства школы, организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободным и безопасным доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.
  2. Раскрытие учащимся содержания общечеловеческих нравственных ценностей и обоснование их значения для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности.
  3. Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, воспитание информационной культуры участников образовательного процесса, формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя.

2.3. Задачи библиотеки

Учитывая особенности организации учебной деятельности и методическую тему, над которой планирует работать школа в этом учебном году, а именно: «Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов» основными задачами работы библиотеки на этот учебный год являются:


  1. Оказание информационной поддержки учебно-воспитательного процесса, всемерное содействие выполнению задач, совершенствование работы по формированию медийно-информационной культуры учащихся и педагогов. 
  2. Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции учащихся, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей рамках реализации Программы целостного воспитания.
  3. Совершенствование работы по привлечению детей к систематическому чтению в рамках реализации проекта «Читающая школа – читающая нация».
  4. Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, обучение работе с информацией: поиск, отбор, критическая оценка, применение информации.
  5. Повышение уровня профессионального мастерства. Совершенствование традиционных форм и освоение новых библиотечных и педагогических технологий, их внедрение и использование в деятельности школьной библиотеки.


2.4  Функции библиотеки


Основными функциями библиотеки являются:

          Аккумулирующая- библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.

          Сервисная- библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует их поиск и выдачу, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.

          Образовательная - библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.

          Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма, гражданско-правовой сознательности пользователей.

          Социальная- библиотека способствует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.

          Просветительская- библиотека приобщает пользователей к сокровищам мировой и отечественной культуры.

          Координирующая- библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы, другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей.


2.5. Основные группы пользователей:

  • администрация школы;
  • учителя;
  • учащиеся 1-4 классов;
  • учащиеся 5-8 классов;
  • учащиеся 9-11классов;
  • прочие (работники школы, выпускники, родители, жители микрорайона, библиотекари школ города)


3. Контрольные показатели работы библиотеки КГУ «СОШ № 17»

                                  за 2023-2024 учебный год


Көрсеткіштер

2022-2023          жылғы мәлімет

Кітап саны/всего книг

27 368

Оқулыктар /в том числе учебники

14 732

Оқырмандар саны/количество читателей

890

Келгендерсаны/количество посещений

7 548

Берілген кітап/книговыдача

15 549

Оқылды/читаемость

17

Кітаппен қамтылды/книгообеспеченность

31

Кітапхана аумағы/площадь библиотеки

70



В текущем учебном году за счет учебного фонда школы и резервных фондов школ города и пригорода учащиеся были обеспечены учебниками на 100%.

  1. Работа с библиотечным фондом

 •        Изучался состав фонда и анализировалось его использование.

•         Формировали общешкольный заказ на документы учебного фонда. 

•         Формировали учебный фонд традиционными и нетрадиционными носителями информации, основной фонд  за счет дарственных экземпляров.

•         Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.

•         Принималась, систематизировалась, технически обрабатывалась и регистрировалась новая литература (по мере поступления).

•         Велся учёт библиотечного фонда.

•         Проводилась выдача документов пользователям библиотеки.

•         Расстановка документов в соответствии с ББК (ежедневно).

•         Оформлялся фонд (полочные, буквенные разделители, индексы), эстетическое оформление библиотеки.

•         Проводилась проверка расстановки фонда.

•         Обеспечивался свободный доступ пользовате лей к информации.

•         Проводилась работа по сохранности фонда:

1) ценных изданий (энциклопедии, словари, справочники);

2) систематический контроль за возвратом выданной литературы;

3) работа по мелкому ремонту изданий.

•         Проводилась работа по оформлению и своевременной сдаче накладных в бухгалтерию. 


5. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа


  • велся СБА (справочно-библиографический аппарат): алфавитный, систематический каталог, картотека периодических изданий, картотека периодики, картотека «В помощь педагогам», краеведческая картотека, картотека «В помощь изучающим казахский язык»;
  • велась работа по ознакомлению пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой;
  • велась работа по ознакомлению пользователей с расстановкой фонда, работой с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.


6.Воспитательная работа


Проводилась работа по

  • формированию у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию,  поиску, отбору и оценке информации;
  • формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами индивидуальной и массовой работы согласно годовому плану работы и «Календарю знаменательных и памятных дат»; 
  • мероприятия в течение года, в первую очередь, проводились в рамках реализации проекта «Читающая школа – читающая нация».  Были подготовлены следующие мероприятия:

Беседы к юбилеям писателей, ко Дню республики, ко Дню независимости, ко Дню защитника Отечества», к 9 мая и др.;

Экскурсии, «Громкие читки» для учащихся 0-1 классов;

Обзоры: к предметным неделям, «Читаем книги о войне»; «Учение с увлечением» «Твои помощники в учебе», «Писатель-классик (к юбилею Г. Мустафина) и др.;

Наши учащиеся принимали участие во встречах с писателями Е. Титаевым и М. Сарсекеевым на базе городской детской библиотеки, предварительно в школе прошли информационные часы и представление книг этих писателей.

Информационные часы: «М. Ауэзову – 125 лет», «День благодарности», «Әз Наурыз». 

Акции: «Одна страна – одна книга» (к 150-летию Байтурсынова), «Чтение зимой», «День дарения книг», «Единый день чтения», «Читаем вслух». 

Учащиеся принимали участие в челленджах чтения.

Праздники: Посвящение в читатели  (1 кл.), в рамках Недели детской книги праздник инсценированной сказки «Мир открывает доброта» (0-4 кл.);

Выставки: к юбилейным и памятным датам;  выставки в рамках программы проекта «Читающая школа – читающая нация»: «Моя любимая книга (по возрастам), «Твое справочное бюро», «Моя родина Кахзахстан» (выставки по возрастам ко Дню республики», «Культурное наследие», «Судьба страны – моя судьба», «Голубые планеты зовут», к Дню защитника Отечества «Читаем книги о войне»; к 165-летию Ш.Кудайбердиева, «Величие таланта к Мухтара Ауэзова» и другие;

выставка справочной литературы, выставки к патриотическому месячнику,  к Дню победы, к Абаевским чтениям.

Тематические полки: к календарным датам, к пердметным неделям: к Дню Конституции (5-11 кл.), «За строкой Послания»,  «Международный день животных», к Дню благодарности и другие.

Презентации: «Юбилеи 2023 года», «Книги-юбиляры».

Библиотечные уроки (по отдельному плану). Все библиотечные уроки проводятся с применением компьютерных технологий.

Кроме того, библиотека принимала активное участие в сборе и популяризации материала к 100-летию школы, обмен учебниками с другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей.


7. Информационная работа


  • сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
  • работа по составлению заказа на учебные и учебно-методические документы; 
  • подбор документов для учителей в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
  • оформление книжных выставок и тематических полок к предметным неделям (в течение года); согласно календарю «Литературных и памятных дат»), к смотру художественной самодеятельности, к «Абаевским чтениям;
  • Информационные часы: «М. Ауэзову – 125 лет», «День благодарности» .индивидуальная помощь педагогам в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний и методических объединений и т. д.;
  • сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
  • подбор литературы к урокам (написание рефератов, докладов и т.д.);
  • оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям.

8. Повышение квалификации


  • работа по самообразованию
  • повешение квалификации на курсах;
  • ознакомление в Интернет с новинками в теории и практике библиотечной работы.
  • работа в методическом объединении школьных библиотекарей школ города, использование опыта лучших библиотекарей;
  • посещение и участие в семинарах, открытых мероприятиях (в школах города);
  • совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
  • проведение открытого мероприятия по плану «кустового» методобъединения.


9. Работа с учебным фондом


  • составление и оформление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учётом их требований;
  • своевременный приём и обработка учебников;
  • мониторинг учебной литературы;
  • осуществление контроля за выполнения заказа;
  • своевременное оформление отчётных документов;
  • своевременный приём и сдача учебников;
  • информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий;
  • работа по сохранности учебников;
  • оформление накладных на учебную литературу и своевременно сдача их в бухгалтерию;
  • составление отчета о потребности в учебниках:
  • составление списка резервных учебников;
  • ежегодная инвентаризация учебного фонда по итогам года.