Анализ деятельности школьной библиотеки за 1 полугодие 2023-2024 уч.года
Анализ работы
библиотеки КГУ «СОШ № 17»
г.Семей область Абай
за 1 полугодие 2023-2024 учебного года
- Краткая справка о библиотеке
Библиотека расположена на 3-ом этаже здания КГУ СОШ № 17 по адресу: область Абай, г. Семей, ул. Е. Кашаган, 26. Занимает изолированное помещение общей площадью 70 кв. м. Библиотека имеет зону книгохранилища художественно-методической литературы, оборудованную стеллажами (14). Читальный зал совмещен с абонементом. Зона обслуживания пользователей включает 12 посадочных мест (стол из 6 секций и 12 стульев), имеется 6 ( шесть) ноутбуков для пользователей и 2 компьютера для работников библиотеки. Имеется выход в INTERNET.
Книгохранилище учебного фонда расположено на третьем этаже здания. Площадь хранилища – 31 кв. м.
Фонд библиотеки укомплектован школьными учебниками, учебно-методической, научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной, детской литературой на государственном, русском и английском языках.
Согласно штатного расписания работу библиотеки организуют два работника : заведующая библиотекой Кружальская Маргарита Аркадьевна, имеет высшее педагогическое образование, I аттестационную категорию. Общий стаж работы – 39 лет, стаж библиотечной работы – 34 года, стаж работы в данном учебном заведении – 34 года, и библиотекарь Абдрахманова Сандугаш Турсынтаевна, имеет высшее специальное образование, I аттестационную категорию. Общий стаж работы 29 лет, стаж библиотечной работы -19 лет, стаж работы в данном учебном заведении - 18 лет.
Режим работы библиотеки: с 9.00. до 17.30. с понедельника по пятницу, перерыв с 13.30. до 14.00. Выходной день – суббота, воскресенье. Последний рабочий день месяца – санитарный.
2. Нормативно-правовое обеспечение работы библиотеки
Настоящий план работы составлен на основе
Международных документов:
- Всеобщая декларация прав человека
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948г.)
- Декларация прав ребенка
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1959г.)
- Конвенция ООН о правах ребенка
(принята Генеральной Ассамблеей ООН 1989г.)
- Манифест ИФЛА/ЮНЕСКО для школьных библиотек (2000г.)
Республиканских документов:
- Конституция РК
( принята 30 августа 1995 г.)
- Конституционный закон Республики Казахстан «О государственных символах Республики Казахстан» (принят 4 июня 2007 года №258);
- Закон РК «О языках»
(принят11 июля 1997 года №151);
- Закон Республики Казахстан «Об образовании»
(27 июля 2007 года);
- Закон РК «О правах ребенка»
(принята 8 августа 2002 года № 345-II )
- Закон Республики Казахстан «О противодействии коррупции»
(8 ноября 2015 года №410-V ЗРК)
- «Трудовой кодекс Республики Казахстан»
(23 ноября 2015 года №414-V ЗРК);
- Программа «Казахстан -2050»
- Ежегодное послание Президента РК народу Казахстана
- «Типовое положение о библиотеке образовательного учреждения Республики Казахстан»;
- Программа «Рухани жанғыру»
- Республиканский проект «Читающая школа- читающая нация».
- Решения Правительства РК, приказы и инструкции Министерства образования и Министерства культуры и спорта по библиотечному делу.
Локальных документов:
- Устав общеобразовательной школы и правила внутреннего распорядка
- Программа развития школьной библиотеки на 2020-2025 гг
- Комплексный школьный план по преализации республиканского проекта «Читающая школа- читающая нация», план реализации республиканского проекта.
- Учебно-воспитательный план школы.
- Анализ работы библиотеки за 2022-2023 уч.год
- Должностные инструкции работников библиотеки
- Договор о полной материальной ответственности
- Положение о школьной библиотеке
- Правила пользования школьной библиотекой
- Правила пользования учебниками из фонда школьной библиотеки
- Инструкции по технике безопасности, по пожарной безопасности
Основным документом, отражающим стратегию развития библиотеки, является план работы библиотеки.
Библиотека является структурным подразделением школы и работает по собственному плану, согласованному с общешкольным планом, и программами развития.
План работы библиотеки составлен в соответствии с методической темой школы:
«Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов».
2.1. Миссия библиотеки
Школьная библиотека предоставляет информацию и идеи, имеющие фундаментальное значение для успешной деятельности учебно-образовательного учреждения.
Школьная библиотека осуществляет государственную политику в области образования через библиотечно-информационное обслуживание пользователей, обеспечивает право на свободное и бесплатное пользование информационно-библиографическими ресурсами.
2.2. Цели работы библиотеки
- Создание единого информационно-образовательного пространства школы, организация комплексного библиотечно-информационного обслуживания всех категорий пользователей, обеспечение их свободным и безопасным доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям.
- Раскрытие учащимся содержания общечеловеческих нравственных ценностей и обоснование их значения для общества в целом и для личности каждого ученика в отдельности.
- Совершенствование номенклатуры представляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий, воспитание информационной культуры участников образовательного процесса, формирование у учащихся навыков независимого библиотечного пользователя.
2.3. Задачи библиотеки
Учитывая особенности организации учебной деятельности и методическую тему, над которой планирует работать школа в этом учебном году, а именно: «Совершенствование образовательного процесса через повышение профессионального мастерства педагогов» основными задачами работы библиотеки на этот учебный год являются:
- Оказание информационной поддержки учебно-воспитательного процесса, всемерное содействие выполнению задач, совершенствование работы по формированию медийно-информационной культуры учащихся и педагогов.
- Организация взаимодействия с педагогическим коллективом по формированию гражданского самосознания, активной гражданской позиции учащихся, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; помощь в социализации обучающихся, развитии их творческих способностей рамках реализации Программы целостного воспитания.
- Совершенствование работы по привлечению детей к систематическому чтению в рамках реализации проекта «Читающая школа – читающая нация».
- Формирование у читателей навыков независимого библиотечного пользователя, обучение работе с информацией: поиск, отбор, критическая оценка, применение информации.
- Повышение уровня профессионального мастерства. Совершенствование традиционных форм и освоение новых библиотечных и педагогических технологий, их внедрение и использование в деятельности школьной библиотеки.
2.4 Функции библиотеки
Основными функциями библиотеки являются:
Аккумулирующая- библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы.
Сервисная- библиотека предоставляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует их поиск и выдачу, обеспечивает доступ к удаленным источникам информации.
Образовательная - библиотека организует подготовку по основам информационной культуры для различных категорий пользователей.
Воспитательная – библиотека способствует развитию чувства патриотизма, гражданско-правовой сознательности пользователей.
Социальная- библиотека способствует развитию способности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе.
Просветительская- библиотека приобщает пользователей к сокровищам мировой и отечественной культуры.
Координирующая- библиотека согласовывает свою деятельность со всеми подразделениями школы, другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей.
2.5. Основные группы пользователей:
- администрация школы;
- учителя;
- учащиеся 1-4 классов;
- учащиеся 5-8 классов;
- учащиеся 9-11классов;
- прочие (работники школы, выпускники, родители, жители микрорайона, библиотекари школ города)
3. Контрольные показатели работы библиотеки КГУ «СОШ № 17»
за 2023-2024 учебный год
Көрсеткіштер | 2022-2023 жылғы мәлімет |
Кітап саны/всего книг | 27 368 |
Оқулыктар /в том числе учебники | 14 732 |
Оқырмандар саны/количество читателей | 890 |
Келгендерсаны/количество посещений | 7 548 |
Берілген кітап/книговыдача | 15 549 |
Оқылды/читаемость | 17 |
Кітаппен қамтылды/книгообеспеченность | 31 |
Кітапхана аумағы/площадь библиотеки | 70 |
В текущем учебном году за счет учебного фонда школы и резервных фондов школ города и пригорода учащиеся были обеспечены учебниками на 100%.
- Работа с библиотечным фондом
• Изучался состав фонда и анализировалось его использование.
• Формировали общешкольный заказ на документы учебного фонда.
• Формировали учебный фонд традиционными и нетрадиционными носителями информации, основной фонд за счет дарственных экземпляров.
• Комплектование фонда (в том числе периодикой) в соответствии с образовательной программой школы.
• Принималась, систематизировалась, технически обрабатывалась и регистрировалась новая литература (по мере поступления).
• Велся учёт библиотечного фонда.
• Проводилась выдача документов пользователям библиотеки.
• Расстановка документов в соответствии с ББК (ежедневно).
• Оформлялся фонд (полочные, буквенные разделители, индексы), эстетическое оформление библиотеки.
• Проводилась проверка расстановки фонда.
• Обеспечивался свободный доступ пользовате лей к информации.
• Проводилась работа по сохранности фонда:
1) ценных изданий (энциклопедии, словари, справочники);
2) систематический контроль за возвратом выданной литературы;
3) работа по мелкому ремонту изданий.
• Проводилась работа по оформлению и своевременной сдаче накладных в бухгалтерию.
5. Работа по пропаганде библиотечно-библиографических знаний. Справочно-библиографическая работа
- велся СБА (справочно-библиографический аппарат): алфавитный, систематический каталог, картотека периодических изданий, картотека периодики, картотека «В помощь педагогам», краеведческая картотека, картотека «В помощь изучающим казахский язык»;
- велась работа по ознакомлению пользователей с минимумом библиотечно-библиографических знаний: знакомство с правилами пользования библиотекой;
- велась работа по ознакомлению пользователей с расстановкой фонда, работой с СБА, ознакомление со структурой и оформлением книги, овладение навыками работы со справочными изданиями и т.д.
6.Воспитательная работа
Проводилась работа по
- формированию у школьников навыков независимого библиотечного пользователя; обучение пользованию, поиску, отбору и оценке информации;
- формированию личности учащихся средствами культурного наследия, формами индивидуальной и массовой работы согласно годовому плану работы и «Календарю знаменательных и памятных дат»;
- мероприятия в течение года, в первую очередь, проводились в рамках реализации проекта «Читающая школа – читающая нация». Были подготовлены следующие мероприятия:
Беседы к юбилеям писателей, ко Дню республики, ко Дню независимости, ко Дню защитника Отечества», к 9 мая и др.;
Экскурсии, «Громкие читки» для учащихся 0-1 классов;
Обзоры: к предметным неделям, «Читаем книги о войне»; «Учение с увлечением» «Твои помощники в учебе», «Писатель-классик (к юбилею Г. Мустафина) и др.;
Наши учащиеся принимали участие во встречах с писателями Е. Титаевым и М. Сарсекеевым на базе городской детской библиотеки, предварительно в школе прошли информационные часы и представление книг этих писателей.
Информационные часы: «М. Ауэзову – 125 лет», «День благодарности», «Әз Наурыз».
Акции: «Одна страна – одна книга» (к 150-летию Байтурсынова), «Чтение зимой», «День дарения книг», «Единый день чтения», «Читаем вслух».
Учащиеся принимали участие в челленджах чтения.
Праздники: Посвящение в читатели (1 кл.), в рамках Недели детской книги праздник инсценированной сказки «Мир открывает доброта» (0-4 кл.);
Выставки: к юбилейным и памятным датам; выставки в рамках программы проекта «Читающая школа – читающая нация»: «Моя любимая книга (по возрастам), «Твое справочное бюро», «Моя родина Кахзахстан» (выставки по возрастам ко Дню республики», «Культурное наследие», «Судьба страны – моя судьба», «Голубые планеты зовут», к Дню защитника Отечества «Читаем книги о войне»; к 165-летию Ш.Кудайбердиева, «Величие таланта к Мухтара Ауэзова» и другие;
выставка справочной литературы, выставки к патриотическому месячнику, к Дню победы, к Абаевским чтениям.
Тематические полки: к календарным датам, к пердметным неделям: к Дню Конституции (5-11 кл.), «За строкой Послания», «Международный день животных», к Дню благодарности и другие.
Презентации: «Юбилеи 2023 года», «Книги-юбиляры».
Библиотечные уроки (по отдельному плану). Все библиотечные уроки проводятся с применением компьютерных технологий.
Кроме того, библиотека принимала активное участие в сборе и популяризации материала к 100-летию школы, обмен учебниками с другими библиотеками для более полного удовлетворения потребностей пользователей.
7. Информационная работа
- сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обеспечением педагогических работников:
- работа по составлению заказа на учебные и учебно-методические документы;
- подбор документов для учителей в помощь проведению предметных недель и других общешкольных и классных мероприятий;
- оформление книжных выставок и тематических полок к предметным неделям (в течение года); согласно календарю «Литературных и памятных дат»), к смотру художественной самодеятельности, к «Абаевским чтениям;
- Информационные часы: «М. Ауэзову – 125 лет», «День благодарности» .индивидуальная помощь педагогам в подборе документов для подготовки педсоветов, заседаний и методических объединений и т. д.;
- сопровождение учебно-воспитательного процесса информационным обслуживанием учащихся:
- подбор литературы к урокам (написание рефератов, докладов и т.д.);
- оказание помощи в подготовке к общешкольным и классным мероприятиям.
8. Повышение квалификации
- работа по самообразованию
- повешение квалификации на курсах;
- ознакомление в Интернет с новинками в теории и практике библиотечной работы.
- работа в методическом объединении школьных библиотекарей школ города, использование опыта лучших библиотекарей;
- посещение и участие в семинарах, открытых мероприятиях (в школах города);
- совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий;
- проведение открытого мероприятия по плану «кустового» методобъединения.
9. Работа с учебным фондом
- составление и оформление совместно с учителями-предметниками заказа на учебники с учётом их требований;
- своевременный приём и обработка учебников;
- мониторинг учебной литературы;
- осуществление контроля за выполнения заказа;
- своевременное оформление отчётных документов;
- своевременный приём и сдача учебников;
- информирование учителей и учащихся о новых поступлениях учебников и учебных пособий;
- работа по сохранности учебников;
- оформление накладных на учебную литературу и своевременно сдача их в бухгалтерию;
- составление отчета о потребности в учебниках:
- составление списка резервных учебников;
- ежегодная инвентаризация учебного фонда по итогам года.